Ещё 31 марта по Киеву поползли слухи о том, что не всё ладно с банком «Хрещатик». 1 апреля эти опасения получили реальное подтверждение: в финучреждении ограничили выдачу наличных в банкоматах и кассах. Многим киевлянам не верилось, что такой крупный банк, основанный в 1993, может попасть в сложную ситуацию. Ведь «Хрещатик» — это не только 10,09 млрд гривен (примерно $385 млн) активов (18-е место среди 123 украинских банков), но и уставные средства всех коммунальных предприятий Киева, более 300 000 вкладчиков, зарплаты бюджетников, социальные «Карточки киевлянина».
Казалось маловероятным, что такую финансовую «глыбу» может постигнуть участь других 60 украинских банков, которые были ликвидированы. Тем более, учитывая, что одним из крупнейших владельцев банка является сама Киевская городская администрация — ей принадлежит 25% акций. Другими совладельцами «Хрещатика» являются младший партнёр «Киевской инвестиционной группы» Андрей Иванов (37,44%) и экс-совладелец «Запорожстали», миноритарный акционер «Индустриалбанка» Николай Солдатенко (24,24%). Но оказалось, что в финансовой сфере сегодняшней Украины возможно практически всё.
За день до закрытия банка «Хрещатик» Киевводоканал перевёл счета потребителей для оплаты услуг централизованного водоснабжения и водоотвода в «Международный инвестиционный банк». Его контрольный пакет акций (60%) принадлежит президенту Украины Петру Порошенко и экс-замглавы парламентской фракции БПП Игорю Кононенко (15%). Ещё одно коммунальное предприятие — строительная корпорация «Житлоинвестбуд-УКБ» также успело перевести свои средства из ликвидируемого банка.
А уже 5 апреля Нацбанк признал банк «Хрещатик» неплатежеспособным и ввёл туда временную администрацию.
Столкнувшись с невозможностью снять деньги со своих счетов, сотни вкладчиков и работники коммунальных предприятий столицы пришли к главному офису банка в Киеве с требованием вернуть их средства. Но быстро осуществить эту операцию вряд ли удастся. «Через 20 дней Фонд гарантирования начнёт выплаты. Но вопрос в том, как долго эти средства будут выплачиваться — 2 недели или 2 года», — заявил замглавы киевской горадминистрации Геннадий Плис. При этом в КГГА утверждают, что 98,7% вкладов клиентов банка будут возвращены в полном объёме.
«Виталий Кличко хотел заполучить этот банк, он же у нас олигарх, — на условиях анонимности сообщил нам источник в финансовых кругах. — Для этой цели он уговорил Валерию Гонтареву ввести куратора в банк, который фактически заблокировал его работу, а точнее — платежи реального владельца банка Хмельницкого (Василий Хмельницкий — народный депутат четырёх созывов, был совладельцем «Запорожстали» — ред.). Как результат — у банка возникли проблемы с деньгами, и в результате банк рухнул».
«Гонтарева умышленно воспользовалась куратором, который подчиняется НБУ, чтобы разорить банк и ввести туда временную администрацию, — считает президент украинского аналитического центра Александр Охрименко. — Теперь можно будет разворовать активы банка. А там много хороших залогов, которые, скорее всего, испарятся в интересах друзей, близких к руководству НБУ».
Практика послемайданных лет свидетельствует, что от момента введения в банк временной администрации до его банкротства остаётся лишь один шаг. И хотя временная администрация должна была бы решать проблемы банка, но в реальности получается совершенно иначе. Недаром этих «временщиков» на Украине называют «похоронной командой».
Руслан Веснянко